«Цигун и жизнь» («Цигун и спорт»)-05 (1996)
Журнал «Цигун и спорт
Роль веры в процессе самосовершенствования с помощью цигун
Тянь Сяньфэн
Система концептуальных положений и богатый опыт составляют теоретическую базу занимающегося цигун; практическая сторона представлена собственно процессом занятий, направленным на повышение мастерства, оздоровление и продление жизни, раскрытие интеллектуальных способностей, а вера — это то, что объединяет теорию и практику, это путеводная звезда, сопровождающая человека на выбранном пути, источник его сил.
Под верой, о которой идет речь, имеются в виду убеждения. Когда человек говорит
о чем-то, — это его убеждения, когда говорит учитель или «познавший дао», — вероучение или канон. Так, сказанное Лао-цзы воплотилось в «Дао Дэ Цзин», все, что в течение 49 лег говорил Шакьямуни, собрано в сутрах и т. д. Все есть — воплощение веры.
1. Вера
Какую бы цель ни преследовал человек в ходе занятий цигун — избавление от болезней, оздоровление; раскрытие особых способностей; попытка вырваться из пределов, поставленных природой жизни человека; познание первозданного космоса и первозданных законов жизни — ему нужна вера.
С чем бы ни сталкивался человек в повседневной жизни, какой бы шаг ни предпринимал, все они связаны с верой: будь то вера в то, что лекарство и уколы лечат болезни, или вера в общую цель человечества — построение справедливого общества. Отсутствие такой веры послужило бы серьезным препятствием прогрессу на Земле, сделало бы жизнь человека пустой и бесцельной.
Но вера — это не просто некое абстрактное, умозрительное ощущение, а и убежденность, уверенность, воплощенные в повседневную жизнь.
В современном мире наш мозг ежечасно и ежеминутно подвергается воздействию потока самой разнообразной информации. Занятия цигун предполагают сознательное восприятие полезной информации и отторжение лишней, то есть сосредоточение мышления на чем-нибудь одном, веру в истинность получаемой информации и искреннее ее воплощение. Таким образом мышление фиксируется на определенной установке, то есть формируется фиксированное мышление, позволяющее инициировать высвобождение скрытой энергии человека. Вместе с укреплением веры все больше укрепляется такой способ мышления, растет также и энергия. В конце концов вера становится неотъемлемой частью повседневной жизни, когда человек, обладая ею, практически перестает это ощущать.
Это та самая вера, которая входит в состав «трех видов духовной пищи» (вера, желание, действие) в буддизме, позволяющих достигать успеха в самосовершенствовании. «Верующий обладает кристально чистым сердцем». Чистые тело и сердце способствуют утверждению в вере, облегчают погружение в «состояние покоя», помогают устранению внешних помех.
Вера, таким образом, является ничем не заменимым источником энергии в цигун.
2. Функция веры
Успех любого дела связан с наличием или отсутствием веры.
Если вера не искренняя, не твердая, легко сбиться с пути. Применительно к цигун это положение подтверждается простым примером: нерегулярные занятия никогда не дадут ожидаемого эффекта. С другой стороны, если верить во все подряд, сегодня заниматься одной методикой, а завтра — другой или многократно менять веру, не иметь твердой веры во что-то одно, свое, главное, это равносильно отсутствию истинной веры, и малейшая неудача остановит вас, заставит отступить, так и не добившись результата.
Поэтому под верой мы понимаем «информацию энергии сознания», позволяющую познавать явления на глубоком уровне мышления. Вера — это маяк, помогающий определить направление движения к высоким целям.
Когда мастер Янь Синь лечит своих пациентов, он, прежде всего, требует от них утвердиться в вере, что «болезнь можно излечить, наверняка можно излечить, она уже излечена». Такая вера, он называет ее «понятливостью», позволяет достигать немедленных результатов. То же происходит и во время занятий цигун, когда твердая вера способствует достижению цели с минимальной затратой сил.
В трактате «Ваджра» говорится о «чистой вере». «Чистой» можно назвать такую веру, которая пронизывает повседневную жизнь человека, не допускает ни малейшего сомнения. Твердую веру в древности называли праведной. Только праведная вера позволяет человеку в мгновение ока слиться с объектом познания и порождает энергию трудновообразимой силы.
Наличие даже самого ничтожного сомнения не позволяет назвать веру праведной и, соответственно, тормозит достижение поставленной цели.
Занимающийся цигун должен быть крепок в своей вере, и тогда перед ним откроются необозримые горизонты. Нельзя довольствоваться малым, нельзя опускать руки при малейшей неудаче. Твердая вера позволяет сохранять чистоту и истинность самосовершенствования, естественную адекватность мыслей и поступков независимо от отношения к ним других.
3. Как исполниться веры?
а) Правильный выбор методики и неуклонное выполнение ее требований полностью зависят от четкого понимания целей, которые ставит перед собой занимающийся.
Любая цель занятий — будь то избавление от болезней и продление жизни, раскрытие особых способностей, познание истоков жизни или выход из круговорота жизни и смерти — требует истинной осознанной веры. Если занимающийся ставит перед собой неправедные цели, исходит из корыстных интересов, его вера будет недолговечной и порочной. Буддисты считают, что «вера — источник истины, мать добродетели». Праведная, истинная вера исходит из глубин человеческой души, направлена на службу людям, всему обществу. Она является естественным воплощением законов природы в сердце человека, естественным продуктом законов развития общества. В «Дао Дэ Цзин» говорится: «Недостаток веры приводит к неверию».
б) Вера должна охраняться разумом.
Вера немыслима сама по себе, без определенных интеллектуальных усилий. Теория цигун представляет собой безбрежное море, и воспитание единственно правильной веры требует ее изучения и анализа. В противном случае можно легко попасть под влияние мистических суеверий и сбиться с верного пути.
Буддисты рекомендуют «опираться на мудрость и не опираться на знание», то есть учитывать не только внешние признаки явлений, но и оценивать их, пропуская через собственную мудрость». Без «мудрости» ваша вера будет подобна дереву без корней, песочному замку. Она не выдержит первого же испытания практикой.
в) Через активную практику непрерывно наращивать веру, утверждаться в ней.
В самосовершенствовании с помощью цигун практика стоит на первом месте.
Вера на словах — пустая болтовня, самообман. Только утверждаясь в вере в ходе занятий, можно подняться к высотам мастерства.
г) Уровни веры.
Цигун имеет три уровня: начальный, средний и высший. Веру также можно разделить на три уровни:
— начальный — на данном этапе человек верит в то, что цигун способен избавить от болезней, раскрыть интеллектуальные способности. Занятия проходят по одной методике. В силу объективных причин человек воспринимает цигун в чисто утилитарном смысле (для себя). На этом этапе происходит «начальное познание веры»;
— средний — характеризуется верой в научность цигун, в гуманологию и возможность слияния «неба и человека», комплексным изучением различных методик и способностью кропотливого и непрерывного овладения мастерством, параллельным совершенствованием «естества» и «жизни» во благо других людей. Этот этап можно назвать «познанием следов истины», постепенным восхождением на правильный путь;
— высший — этап слияния «человека и неба» в единое целое, достижения «великой мудрости» и «великой добродетели». Его можно назвать «обретением истины», или идеальным воплощением веры, заполняющей собой весь космос, вечной и неизменной, которую не описать словами, которую может познать только тот, кто обрел истину и добродетель.
Заключение
Как в современных условиях, когда цигун с каждым днем становится все более и более популярным, направить его развитие по правильному пути? Вера — вот что должно быть сейчас в центре внимания цигунистов. Вера — маяк в бурном море, луч света в ночной тьме.